• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • "Вторник Мэри"

    « Вторник Мэри »

    Представление в трех частях для кукол живых или деревянных.

    I

    Продавец газет: (в уличном шуме)

    Стою на своем месте я,
    Кавалеры, дамы.
    Утренние известия,
    Ночные телеграммы!
    Купите, купите
    «Вечерние куранты»!
    Купите, купите,
    Барышни и франты!
    У пятого квартала
    Шайка обокрала
    Игральное зало!
    Министерство пало!
    Во время придворного бала
    Фрейлина упала!
    Арестовали известного нахала!

    Так дорого ни рубина, ни опала!
    В Нью-Иорке пожар вокзала!
    Министерство исповеданий пала!
    Землятресение!
    Акций понижение!
    Большое сражение!
    Первое представление!
    Гибель всемирного гения!
    Балет,
    Кабинет,
    Туалет.
    Сигарет,
    Секрет,
    М-ll Анет!..
    Затмение звезд,
    Социалистов съезд,
    Угольный трест!
    Литературный манифест!
    Молодой человек, готовый на все,

    Стою на своем месте я,
    Кавалеры, дамы
    Утренние известия,
    Ночные телеграммы!

    (уличный шум).

    . . . . . . естия
    . . . . . . естия
    . . . . . . ало
    . . . . . . ало
    . . . . . . ест
    . . . . . . ест
    . . . . . . ищет места в отъезд!

    Дама спит. Сон над ней танцует, прощаясь, и все не может
    покинуть С улицы военный марш чуть слышен. Кажется, что за
    занавеской солнце и легкий ветер.

    Дама (сквозь сон, изредка).

    Я добегу до пагоды…
    Мадам я Batterfly!
    Какие красные ягоды!

    Если бы в эту клетку
    Посадили премьера!

    Ха-ха… Я забыла горжетку…
    Не знаю… там… у портьеры!..

    Маникюрша, сидя за столиком, напротив дамы, окруженная слоновой, выпачканной румянами, кухней, расставя локти, ласково оперирует над белой, в данную минуту безлюбовной, рукою.

    Маникюрша:

    Розовый ноготь —
    Пасты розанней.
    Тот нам желанней,
    Кого не трогать.

    Ногти, ногти замшей тру
    Поутру,
    Зорь зеркальных отраженье,
    Чтобы зарумянить в вас
    Пару глаз,
    Побледневших от волненья.

    Плечи блещут в ряде лож…
    Где-то ложь,
    У какой-нибудь у двери.

    И упал
    На пороге мистрисс Мэри.

    Выстрел был не очень тих,
    Словно стих,
    Стих тупой Эмиль Верхарна,
    А зеленая звезда,
    Как всегда,
    Холодна и лучезарна.

    Розовый ноготь
    Пасты розанней,
    Тот нам желанней,
    Кого не трогать.

    В конторе сидит молодой человек под зеленой лампой. Кругом пишут.

    Молодой человек:

    Повышения, понижения, рисконтро, онколь…
    В голове — тяжелая, тупая боль,

    Удастся ли три тысячи к весне скопить,
    Уехать во Флоренцию и там пожить?

    Веселые, привольные мечты, мечты!
    — лишь там, где ты.

    Но любишь ли, но любишь ли, не знаю я,
    И в этом вся трагедия, поверь, моя.

    Зачем не при посольстве я атташе?
    Тогда бы был уверенней в твоей душе.

    Ах, сердце так колотится, так ноет грудь.
    Меня ты поцелуешь ли когда-нибудь?

    Повышения, понижения, рисконтро, онколь,
    В голове тяжелая тупая боль!

    Подходит к телефону. С одной стороны молодой человек в будке
    среди тихого шума, щелканья счетов, скрипа конторы, — с другой — у лакового
    стола, перед букетом — дама. Между ними, как в кинематографе, оживленная улица.

    Молодой человек:

    Сто двадцать три и тридцать пять.

    Телефонистка:

    Звоню.

    Дама:

    Алло, алло!

    Молодой человек:

    Вы, Мэри?
    Не помешал ли я вам спать?

    Дама:

    В известной мере.

    Молодой человек:

    Простите.

    Дама:

    Полно, я шучу.

    Молодой человек:

    Вы шутите, а я бледнею.

    Телефонистка:

    Вы кончили?

    Молодой человек:

    Нет, нет… хочу
    Увидеть, Мэри, вас скорее.

    Дама:

    Когда?

    Молодой человек:

    Сейчас… сегодня… ну?

    Дама:

    Я занята, нет ни минуты
    Свободной.

    Молодой человек:

    Может быть, одну
    Найдете? или вы надуты?

    Дама:

    Молодой человек:

    Мэри, целый день
    Не видеть вас! ну что ж, найдете?

    Дама:

    Ах, Боже мой, такая лень!
    Сейчас должна быть на полете!

    Молодой человек:

    Летите, с кем?

    Дама:

    Пока секрет.
    Не помешало бы ненастье!

    Молодой человек:

    Люблю! Вы слышите?

    Дама:

    Нет, нет!

    (вешает трубку).

    Молодой человек:

    На ваше и мое несчастье,
    Алло!

    Телефонистка:

    Там трубка не висит,
    Иль временное поврежденье.

    К кому ж, о Боже, долетит
    Моя любовь, мое мученье?

    Трубочист:

    Я по крышам крысой лажу,
    Трубы чищу, чищу сажу.
    Подо мною грязь и смерть,
    Надо мной сереет твердь.

    Чай горячий, свежий бублик
    Мне дороже всех республик,
    Все ведь вылетит в трубу,
    От всего золу сгребу.

    На ухо скажу вороне:
    «Что бывало при Нероне,
    Будет через сотню лет, —
    Черной сажи липкий след!»

    Я пройдусь по пепелищу,
    Трубы заново прочищу, —
    И мечтает снова печь
    Небо пламенем зажечь.

    II

    Дама:

    Вы уверяете: не будет страшен
    И мне полет?
    Летать привыкли выше крыш и башень…
    Ведь вы — пилот.

    А я одни полеты знаю, — страсти,
    Полет мечты.
    Но отдаюсь сегодня вашей власти:
    Лишь я, да ты!

    Пропеллер бабочкою затрепещет,
    Качнемся мы,
    И разрезаемый эфир заблещет,
    Как снег зимы!

    Летим скорее, синевой забредим,
    Свод неба чист!
    Так ветренно, любовно так поедем,
    Под нежный свист. 

    Пилот:

    Вы говорите поэтично,
    Мне никогда так не сказать,

    Мы покатаемся отлично!

    Начинается полет. Уже видны только крыши и трубы, блестящие на солнце. Загород. Луга, пастбища. Все мелко. Доносится песня, еле слышно, так что шум пропеллера в воздухе временами ее заглушает.

    Песня:

    Пчелка летает
    За сладким медком
    Сердце мечтает,
    Не знаю, о ком.

    На косогоре
    Машет крылом.
    Счастье и горе.
    Все об одном.

    Желтые зерна,
    Белая мука, —
    Мелькнет проворно
    Твоя рука.

    Ветер веет,
    Вода бежит —
    Сердце млеет,
    Млеет, дрожит.

    — как раскрашенная географическая карта. Странно, что птицы не крупнее и не видать на солнце рожи. Вот и облако. Опаловая каша, розожёлтые пеленки, летящая вата связывает и лезет в рот.

    Пилот:

    Люблю, люблю, люблю!

    Дама:

    Я — ваша, ваша!

    Пилот:

    О, милая!

    Дама:

    Да, да…

    Пилот:

    Навек, не так ли?

    Дама (как во сне).

    Какое облако.

    Долгое облако.

    Пилот:

    Прогулка наша
    Кончается.

    Дама:

    И вечером в спектакле?
    Мы опускаемся? Уж трубят пастухи.
    Вот написал бы кто про нас стихи!

    III

    Вечер. Улица у входа в театр.

    Шофёр:


    Смел ли он поцеловать?
    Лишь бы тумба не задела,
    А на встречных наплевать!

    Ах, луна ли, фонари ли,
    Все один и тот же путь!
    А о чем тут говорили,
    Милый путник, позабудь!

    Все завеет нежным снегом,
    Не найдешь весенних ям.
    Не сравняться с ровным бегом
    Легкокрылейшим саням!

    Смех веселый, ссоры, слезы,
    Алошелковый платок!
    Разбросал по дверцам розы
    Серебристый холодок.

    Мимо, мимо, что за дело,
    Не грешно поцеловать.
    Лишь бы тумбы не задело,
    А на встречных наплевать!

    Обрывки разговоров:

    … Она ответила?.. ха-ха!
    … Послушайте, слова так грубы…
    … Ну, кто, мой милый, без греха?
    … Мне надоели эти клубы!
    … Мисс Нелли Фай!.. О, Дебюсси!..
    … Я нахожу, он очень строен,
    … Но молод!.. Лучше не проси…
    … Ваш брат, поверьте мне, пристроен

    … И выезд, выезд… просто смех!
    … Она не плакала… да, двести.
    … Как вы зовете этот мех?
    … Иди, иди к своей невесте!

    … La-la-la-la… ведь так мотив?
    … Банально, но ужасно мило!
    … Находите, что он красив?..
    … Я ничего не позабыла! —

    … В антракте, да. Уж тушат свет.
    … Конфеты-вот, но где афиша?
    … Умру. когда услышу «нет».
    … Тс… увертюра… тише, тише!

    Увертюра начинается, пышная и театральная, как люстра в зеркале, звучит, словно в отдалении. Дама и пилот в ложе. На сцене Пьерро вздыхает в кукольном саду при маленькой луне. Коломбина склоняется к нему и замирает банально, пока не затренькала гитара арлекина. Пьерро забыт и предоставлен старой луне. Арлекин серенадит уверенно и пошло. В ложе разговаривают.

    Пилот:

    Мне не забыть, как вы сидели,
    Так близко, так плечо в плечо,
    И светлой, радужной мятели
    Мне было странно горячо.
    В буквальном смысле я спустился,\
    С небес на землю…

    Дама:

    Вы — со мной!

    Пилот:

    И кажется, во сне приснился
    Полет прелестно неземной.

    Дама:

    Я вас люблю, я вам сказала,
    И не раскаиваюсь в том.

    Пилот:

    Среди блистательного зала
    Как будто в поле я пустом!
    Я вас люблю!..

    Дама:


    Традиционно и старо,
    Что смотрим мы из темной ложи
    На вечно грустного Пьерро.

    Пилот:

    Я провожу вас.

    Дама:

    И зайдёте
    Закусите, чем Бог послал.
    И снова вспомним о полёте
    Средь радужных воздушных скал.

    На сцене буфонная кутерьма, с палками. Кто-то лежит убитый, как чучело утопленника. Даме подают письмо.

    Письмо:

    Это письмо вы получите,
    Когда меня не будет на свете.
    Совести своей не мучьте, —
    Вы ведь не будете в ответе.
    Разве вы виноваты,
    Что Бог вас создал прекраснее всего, что
    есть и было?
    Что при лампе зеленоватой

    Не назову вас даже непостоянной:
    Солнце ветренно ль, светя в Америке?
    Это у меня в мозгу какие то изъяны,
    Что я от всего впадаю в истерику.
    Но я люблю вас невыразимо
    И не могу, не могу, не могу!..
    Я хотел умереть еще прошлую зиму,
    Но лучше лечь на осеннем лугу.
    Ребячество! гимназические драмы!
    Но я, вот я — уже не живой
    И плачу, взглянув на карточку мамы
    И закат огневой.
    Простите, забудьте… или нет, не забы вайте
    Того,
    Кто старых перчаток ваших лайке
    Не предпочел бы в свете ничего.
    так трудно… я не жалею ни души, ни тела…
    Но все же, пускай не так быстро!
    Когда лампочка перегорела,

    На сцене веселый финал. Дама смотрит, будто не понимает.

    Пилот улыбается, дама вздрагивает.

    Пилот:

    Как арлекин танцует ловко.

    Дама:

    Мы никогда не знаем, чем кончится день!

    Пилот:

    Вы делаетесь к вечеру философка?

    Дама:

    Нет, у меня мигрень!

    Шоффер:

    В окне карикатуры пар,
    Ночной угар
    Рассеян быстрою ездою.
    В стекле мелькнёт летучий мир, —
    И пассажир
    Разбужен утренней звездою.

    Но где проснёшься, легкий друг?
    Какой испуг,
    Какой восторг глаза откроет?
    Где веретена-тополя?

    Троянцы пали, пала Троя!

    А вдруг на снег и зиму злясь,
    Канала грязь
    Тебя затянет без проклятья?
    В сухой и пудренной крупе
    Тепло купэ,
    Но расторгаются объятья.

    Очки вуалят странно даль.
    Кого мне жаль?

    Диван возьмете ль за кровать.
    Иль проклинать,
    В висок уткнув тупое дуло?

    Ах, все равно, летим, летим,

    Ведь цель поставлена не нами!
    Как мерен вверх упор резин!
    Дыми, бензин,
    Отяжеленный облаками!


    Одна звезда, —
    Мороженый осколок злата
    Вор, кот, иль кукольный кумир,
    Скрипач, банкир,
    — та же плата!

    1921 г.

    Михаил Алексеевич Кузмин Театр: в четырех томах ( в 2-х кн.); (том 2, кн. 1), Окленд, Калифорния, США, 1994 г.

    Театр: В 4-х т. (В 2-х кн.).

    Раздел сайта: