• Приглашаем посетить наш сайт
    Спорт (www.sport-data.ru)
  • Петербургские театры, "Аполлонъ", No 4, 1909 (старая орфография)

    ПЕТЕРБУРГСКІЕ ТЕАТРЫ

    "Аполлонъ", No 4, 1909 

    ПУТАНИЦА

    Те, кому слова: "сороковой годъ", "Александринскiй театръ", "Гальони", балетъ -- не пустой звукъ, кто влюбленъ въ "золотую театральную пыль", кого волнуютъ рисунки А. Бенуа и М. Добужинскаго, заставляютъ сладко и несколько опасно мечтать разсказы С. Ауслендера, кто и теперь задумывается, видя театральный разъездъ после балета,-- те поймутъ и оценятъ милую и пленительную "Путаницу" Юрiя Беляева. Мы не знаемъ, можно ли воскресить старинный водевиль,-- безгрешное "дурачество" прежнихъ летъ, безъ рискованныхъ местъ, раздеванiй и т. п. аттрибутовъ современнаго фарса, но благодарны отъ души автору, заставившему насъ снова улыбнуться и вздохнуть, какъ вздыхаешь въ детстве, засыпая после веселаго дня. Это -- не только самая свежая и интересная вещь изъ репертуара Малаго театра, но и между русскими пьесами другихъ театровъ мы не знаемъ за этотъ годъ более милаго, трогательнаго и детски-плелительнаго зрелища. Г-жа Глебова, дебютировавшая въ роли "Путаницы", внесла все старомодное очарованiе, лукавое простодушiе и манерное кокетство въ свои интонацiи, жесты и танцы. Лучшей "Путаницы" мы бы не могли представить. Все, въ комъ жива любовь къ богатству, завещанному намъ дедами и отцами, не могутъ не быть благодарны Ю. Беляеву, О. Глебовой и милому сороковому году за тотъ цветочекъ, что такъ неожиданно разцвелъ въ стенахъ Малаго театра. 

    ЦЕЗАРЬ И КЛЕОПАТРА

    Мысль найти въ герояхъ, которыхъ мы привыкли видеть на пьедестале исторiи и поэзiи, черты, близкiя и понятныя намъ, можетъ быть использована или какъ прiемъ сатиры, или какъ средство приблизить ихъ, этихъ героевъ къ нашему времени, сделать ихъ интимнее и проще. Оба эти прiема, доведенные до крайности, даютъ художественныя формы не высшаго порядка. Съ одной стороны,оперетка Оффенбаха, съ другой -- романы Эберса. Но первое зло -- меньшее, потому что безвкуснее, чемъ Эберсовское перенесенiе целикомъ въ атмосферу древности современнаго буржуазнаго общества, я ничего не могу себе представить. Б. Шоу избралъ среднiй путь или, вернее, захотелъ соединить оба эти прiема, не доводя ни одного изъ нихъ до конца. И это сиденье между двухъ стульевъ не могло не отразиться на пьесе, впадающей то въ фарсъ, то въ мещанскую современную драму.

    Конечно, рука опытнаго, не особенно тонкаго сатирика и большого знатока сцены видна и въ этой пьесе, и многiя сцены такъ ловко и умно сделаны, что заставляютъ внимательно следить за ними.

    съ образомъ 16-тилетней чаровательницы Клеопатры; также и г. Александровскiй, не плохой актеръ на своемъ месте, былъ не совсемъ уместенъ въ роли Цезаря, хотя бы и въ комедiи Б. Шоу. Выделились на второстепенныхъ роляхъ гг. Бережной и Гибшманъ такъ же, какъ и г-жа Климова, исполнявшая роль царя Птоломея. Вся постановка задумана въ довольно неожиданномъ тоне, въ тоне варварской экзотики. Мы не знаемъ, на чемъ основана эта точка зренiя,такъ какъ Египтяне и Римляне того времени не были другъ для друга варварами, а отношенiя Александрiи и Рима скорее напоминали современныя отношенiя Лондона и Парижа, но если принять эту точку зренiя, то многое было достигнуто. И безмысленный хохотъ голубыхъ солдатъ, визги женщинъ, появленiе Фтататиты и дикая, пугающая музыка, небывалое Судейкинское небо и яркiе Сануновскiе паруса производили странное и неожиданное впечатленiе. Оно проходило, какъ только выступали главные персонажи, но местами достигало значительной остроты и силы, и въ данномъ отношенiи очевидный замыселъ Ф. Комисаржевскаго и художниковъ былъ достаточно осуществленъ.

    М. Кузминъ.

    Раздел сайта: