• Приглашаем посетить наш сайт
    Радищев (radischev.lit-info.ru)
  • Второй сборник стихов З. Гиппиус (старая орфография)

    Второй сборник стихов З. Гиппиус

    Очень кстати вышелъ второй сборникъ стиховъ З. Гиппiусъ после шестилетняго промежутка и снова напомнилъ намъ обликъ поэта, скрывшагося было за публицистомъ и тенденцiознымъ беллетристомъ. Намъ же поэтическое творчество З. Гиппiусъ наиболее дорого, причемъ очевидны и безспорны заслуги автора въ этой именно области, какъ одного изъ первыхъ пiонеровъ зарождавшагося русскаго символизма, давшаго незабываемые по мастерству образцы "своей" лирики и много повлiявшаго ритмическими прiемами хотя бы на А. Блока. И вторая книга стиховъ, напоминая, подтверждаетъ это мненiе, не меняя почти ни одной черты въ знакомомъ лице. Будь обе книги въ одномъ выпуске, цельность отнюдь не была бы нарушена, но годъ стоялъ бы 1903-й (мы не говоримъ о сюжетахъ, но касательно устремленiй, чувствованiи поэта и формъ его лирики). Ни паденiя, ни завоеванiя -- ровная линiя. И странно, что читая прозу З. Гиппiусъ мы не скажемъ, что это -- "проза поэта", какъ мы скажемъ про повести и отрывки Пушкина. A между темъ З. Гиппiусъ -- подлинный и весьма значительный поэтъ съ редкой концентрацiей, ритмическимъ богатствомъ, остротою чувства и мысли, большою четкостью, но поэтъ безуханный, безъ очарованiя, безъ певучести, съ мыслями скорей разсудочными, чемъ поэтическими, съ головною страстностью, съ чрезмерной долей "мозгологiи". Цветокъ засушенный въ томе логарифмовъ. Новая книга даритъ насъ такими перлами какъ "Мудрость", "Перебой", "Три формы сонета", "Малинка", "Дьяволенокъ", "Женское", и за одно это должно благодарить автора. Но встречаются и стихотворенiя среднiя, испорченныя то прозаизмомъ мысли, то не поэтическимъ способомъ ея выраженiя, напр.

    Я ждалъ полета и бытiя,
    Но мертвый ястребъ -- душа моя (отлично).

    Отдавшись тупо во власть земли.
    (ст. 18).

    Хочу разъединить
    Себя съ моимъ страданiемъ.

    Прости мне! Безконечности
    Въ лiобви я не достигъ.
    и т. д.

    Стихи З. Гиппiусъ грешатъ также чрезмернымъ обилiемъ отвлеченныхъ словъ для выраженiя душевныхъ движенiй и словообразованiемъ существительныхъ отъ любого прилагательнаго, что повелось съ Бальмонта и придаетъ стихамъ видъ то отвлеченно-сухой, то ненужно-декадентскiй: "темность, светлость, победность, всестрастность, безудержность, мглистость, иглистость, льдистость, забвенность" и пр.

    "Такъ ли? Только о себе, Внезапно, Оно, Иметь",-- показываютъ или чрезмерную щепетильность, разсудочную добросовестность, или напоминаютъ названiе картинъ у Передвижниковъ. Мы сознательно останавливаемся на этихъ недостаткахъ, не преувеличивая ихъ нисколько, такъ какъ съ самаго начала подчеркнули, что имеемъ дело съ книгой подлиннаго и не маленькаго поэта, достоинства котораго и заслуги, отчасти уже упомянутыя нами, всемъ давно и достаточно известны: новая же книга еще разъ напомнила и подтвердила ихъ.

    "Аполлонъ", No 8, 1910

    Раздел сайта: