• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Тихий страж
    Часть первая. Глава тринадцатая

    Глава тринадцатая

    Ольга Семеновна любила только те оперы, где были партии, которые она могла бы исполнять.

    Вообще музыку, как и многое другое, она ценила исключительно практически и как-то применительно к самой себе. Потому Родиона Павловича удивило желание Верейской отправиться с ним на «Манон», да еще вдвоем в ложу. Это был такой милый каприз влюбленной, к которым Миусов вовсе не был приучен и который вообще казался несвойственным самой натуре Ольги Семеновны. Он даже прямо сказал ей:

    — Тебе чего-нибудь нужно от меня?

    — Нет, почему?

    — Отчего же ты так добра?

    — Какой ты глупый, Родион! глупый и злой! Отчего же мне и не быть доброй? Что же я — злыдня какая-то, по-твоему! Кажется, тебе нет причин жаловаться!

    — Я совсем не это хотел сказать.

    — Что же ты хотел сказать?

    — Ничего. Я просто хотел тебя поблагодарить.

    — Довольно странный способ благодарить!

    Никогда еще Миусову не казалась она такой красивой и видной, немного холодной, немного слишком напоказ. Не такой, чтобы при виде ее умилиться и нежно молча сидеть, не такой, чтобы захотелось схватить ее в охапку и унести, осыпая поцелуями, а именно такой, чтобы сидеть с ней в ложе вдвоем, а все бы смотрели и завидовали бы.

    В полумраке зала Миусов тихо говорил:

    — Я очень рад, что мы сегодня слушаем именно эту оперу. Ни одна из любовных историй так меня не трогает. В опере, конечно, все прикрашено и многое пропущено, но то, что мы читаем в романе, или, скорее, через роман, единственно. Ну что же Ромео и Джульетта или Паоло и Франческа? они были лишены жизни почти в самом начале их любви; что же тут удивительного? И разве смерть так страшна? Неизвестно, что было бы с ними, живи они дольше, а здесь уж известно до конца. Ведь, если говорить без прикрас, Манон Леско, любя своего кавалера, была публичной женщиной, мошенницей и воровкой, заболела дурною болезнью и была сослана, и де Грие не переставал ее любить. Он бросил для нее все, сделался шулером и последовал за нею до последней пустынной дороги, где закопал ее тело шпагой. Вот это, по-моему, любовь!

    — Какие ужасы вы рассказываете! откуда вы их вычитали?

    — Из маленькой книжки аббата Прево.

    Ольга Семеновна похлопала арии де Грие и снова обратилась к соседу, пристально на него глядя:

    — Может быть, вы и правы. Может быть, это и есть настоящая любовь. Но все-таки я думаю, что все это преувеличено и что если тогда и встречались кавалеры де Грие, то теперь едва ли найдутся такие.

    — Я думаю, вы ошибаетесь и впадаете в общую ошибку, которая заставляет проглядывать настоящие страсти и драмы только потому, что они не облечены в повествовательную форму и герои их носят модное платье.

    — N’est се pas ma main,
    Que ta main presse,
    Tout comme autrefois?..

    — и потом вдруг весело сказала:

    — Но если нам недоступны романические страсти, то нам вполне доступны поэтические развлечения. У меня сегодня вообще день фантазии. Я хочу его закончить так же, как начала. Мы ни в какой кабак отсюда не поедем, а поедемте ко мне, поужинаем вдвоем. Потому вы не дожидайтесь конца, а поезжайте немного раньше, чтобы купить вина и закусок. Хорошо?

    — Отлично. Но как же вы поедете одна?

    — Я поеду с Маней Шпик, я ее здесь видела, и нам по дороге.

    — Но ты ее не завезешь к себе?

    — Можно ли так зло шутить?

    одинаково быстро.

    Так как никто из них к нему не обратился, Миусов подумал, что он ослышался, и стал торговать извозчика.

    — Родион Павлович! — опять раздалось за ним.

    Он снова обернулся; та же женщина стояла около него одна.

    — Вы, очевидно, обознались; моя фамилия…

    — Миусов, Родион Павлович Миусов, — я знаю.

    — Может быть; но я вас совсем не знаю.

    — И вы меня знаете, только не узнаете. Я — Валентина, сестра Павла.

    — Ах, здравствуйте, Валентина Павловна. Действительно, так закутались, что вас трудно признать. Ну, как же вы живете?

    — Ничего, благодарю вас, все хотела зайти к вам. Нужно бы поговорить, так что очень рада, что сейчас с вами встретилась.

    — Да, но теперь я очень тороплюсь. А всегда рад вас видеть. Совсем нас забыли, будто избегаете.

    — Нет, я не потому. Вы сейчас ехать собираетесь? Позвольте, я с вами немного проедусь.

    — Пожалуйста, пожалуйста. А вам куда: домой?

    — Нет, я так просто. Ведь вот как смешно, шла и встретилась.

    — Да, бывает. У вас все здоровы? Валентина, будто собравшись с духом, вдруг сказала:

    — Теперь, конечно, мало времени и час поздний, так что вы, Родион Павлович, у меня не спрашивайте «что» и «почему» — я вам все объясню на свободе, а теперь примите только мой совет: не ведите никаких дел с Владимиром Генриховичем Тидеманом. Я знаю наверное, что это принесет вам вред, и говорю это, желая вам добра.

    — Я очень благодарен и вполне верю вам, но дело в том, что женские оценки деловых людей едва ли можно принимать в расчет. Тут может быть легко замешана сентиментальность.

    — Да, конечно. Но все-таки при разговоре с ним вспомните мои слова.

    — Я Тидемана так мало знаю и говорю с ним о таких пустяках, что, право, мне не придет в голову вспоминать при этом такие милые, сердечные слова, как ваши.

    Зайдя в винное отделение магазина, где никого не было, Валентина тихо начала:

    — А я вам соврала, Родион Павлович, сказав, что случайно вас встретила. Я ждала вас у подъезда театра и шла за вами.

    — Только для того, чтобы предупредить меня относительно Тидемана?

    — Нет, не для того.

    — Для чего же?

    — Для того, чтобы вас видеть, потому что вы не знаете, Родион Павлович, насколько я вас люблю. Я знаю, что это безнадежно, и все-таки вас люблю. Я не только готова была бы умереть, потому что, что смерть? — а если б я узнала, что вы — вор, мошенник, что вы больны, что вас сослали, я бы ни на шаг от вас не отступила. Не дай Бог, конечно, чтоб это все случилось, но я говорю не пустые слова.

    — Зачем, зачем, Валентина Павловна?

    — Ах, Боже мой, что вы меня спрашиваете? разве я знаю, зачем? Так просто: люблю, да и все тут. Вы не бойтесь; я не буду к вам ходить и клянчить, да притом это было бы и бесполезно, — ведь правда? а мне просто нужно было вам сказать это, чтобы вы знали. Вот вы знаете — с меня и довольно.

    — Ах, Валентина Павловна! всегда сначала кажется, что довольно, а потом оказывается, что совсем не довольно.

    — Успокойтесь, у меня этого не окажется, а о Тидемане не забудьте.

    Раздел сайта: