• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • *** ("Петь начну я в нежном тоне... ")

    «Петь начну я в нежном тоне...»

    В. К. Шварсалон

    Петь начну я в нежном тоне,
    Раз я к Мейстеру попал.

    Кто избегнул злых опал.
    Кров нашел бездомный странник
    После жизни кочевой;
    Уж не странник, не изгнанник,

    Отдал вольной жизни дань я,
    Но пред радостным концом
    В дверь таинственного зданья
    Робким я стучусь жильцом.

    Правят верно мерный ход,
    Где, пришелец не случайный,
    Я отру дорожний пот.
    Будто рыцарские дамы

    И готовят орифламмы
    Под напевы звучных арф.
    Синий цвет подходит к шарфу,
    И равна в вас благодать,

    В Вас Марии не узнать?
    То Мария, то Миньона,
    Антигона вы всегда, -
    Заревого небосклона

    1909

    Беловой автограф — РГБ, арх. В. И. Иванова, следом за ст-нием «Как я могу быть весел и спокоен…» (текст см.: Кузмин М. Дневник 1934 года. СПб., 1998. С. 313–314) с общей датой: июль 1909. Черновой автограф — РГАЛИ. Шварсалон Вера Константиновна (1890–1920) — падчерица, а впоследствии жена Вяч. Иванова. См. в Дневнике Кузмина: «Написал стихи Вере, она меня за них поцеловала» (18 июля 1909). См. также в публикации дневниковых записей В. К. Шварсалон (СиМ. С. 310–337); Богомолов Н. А. К одному темному эпизоду в биографии Кузмина // Кузмин и русская культура. С. 166–169; Азадовский К. М. Эпизоды // НЛО. 1994 № 10. С. 123–129. Непосредственная причина создания ст-ния — переселение Кузмина на «башню» к Ивановым, решенное накануне дня, когда была сделана приведенная выше дневниковая запись. Мистическое рыцарство, по всей видимости, было постоянным мотивом в круге бесед Вяч. Иванова с А. Р. Минцловой, свидетелем и, возможно, участником которых был Кузмин. Намеки на это содержатся в письме Эллиса к Вяч. Иванову от 4 апреля 1910 г. (РГБ, арх. В. И. Иванова). К Мейстеру. В автографе слово написано со строчной буквы, что явно обозначает игру двух значений: мейстер — мастер (нем.), и Мейстер — герой романа Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», героиню которого зовут Миньона. Две жены — В. К. Шварсалон и М. М. Замятнина (см. о ней примеч. 290–304, 15). Орифламмы — священные знамена. Как, в одной признавши Марфу, В Вас Марии не узнать? См.: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 41–42). Отметим игру имен: Марфой названа Мария Замятнина.
     

    Раздел сайта: