• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Остановка

    Остановка

    1

    Какой насмешливый механик
    Будильник в сердце мне вложил,
    Чтоб меж восторгов и средь паник
    Один мотив всегда в нем жил?
    Минуты горько боевые,
    Как всем, дадут мне небеса,
    Но "очи, очи голубые"
    Поет будильник полчаса.
    Не радостен, но и не скучен,
    Молчать и петь равно готов,
    Кому-нибудь всегда поручен
    Заводной ключик от часов.
    Часы тоски, минуты шутки -
    Напрасный и нелепый счет, -
    Как хорошо, что через сутки
    Опять про "очи" запоет!
    Воспользуйся правами шире,
    Завод любовный повтори:
    Я не всегда пою в четыре,


    2

    Девять родинок прелестных
    Поцелуями считаю,
    И, считая, я читаю
    Тайну, слаще тайн небесных.
    На щеках, на милой шее,
    У груди, где сердце бьется...
    От лобзаний не сотрется
    То, что мускуса темнее.
    Так, по лестнице небесной,
    Четки нег перебирая,
    Я дверей достигну рая
    Красоты твоей чудесной.
    Та ли родинка восьмая
    Мне милей всего на свете,
    Слаще тени в теплом лете
    И милей, чем ветер мая.
    А дойду я до девятой -
    Тут уж больше не считаю...
    Только таю, таю, таю,
    Нежным пламенем объятый.


    3


    Отвечаешь на всякий зов,
    Но мой взор неясно-влюбленный
    На тебя обратиться готов.
    Напрасно и глупо ревную,
    Следя улыбку и взгляд,
    И волнует душу тупую
    Знакомый и легкий яд.
    Я тебя никогда не встречу,
    А может быть, встречу опять...
    И зачем я тебя замечу,
    Тебе будет трудно понять.


    4

    Кому любви огонь знаком,
    Те понимают,
    Как лепесток за лепестком
    Томительно влюбленным ртом
    Срывают.

    И сочной, белой розы яд
    Впиваем сладко,
    И щеки пламенем горят...
    Туманит нежно близкий взгляд

    Еще, еще последний раз

    Не розу, губы!..
    Игра причудливых проказ
    И трепет томно-темных глаз
    Мне любы.


    5

    В грустном и бледном гриме
    Играет слепой Пьеро.
    Не правда ли, лишь в пантомиме
    Ты слеп, белокурый Пьеро?
    Тебе не другие сказали,
    Что теперь я пленен тобой,
    Что, сидя в потухшем зале,
    Слежу за одним тобой.
    Ты видишь слепыми глазами
    Мои не слепые глаза,
    И взгляды, взгляды меж нами -
    Как стрелы из глаз в глаза.
    Ты знаешь: ничто не вечно,
    Зачем же плачет твой рот?
    А я бы хотел бесконечно

    О будущем я не гадаю -
    Все проходит, грустный Пьеро.
    А теперь люблю и мечтаю
    О тебе, белокурый Пьеро.


    6

    Свежим утром рано-рано
    Бросил взор я на рябину: -
    О, запекшаяся рана!

    Мальчик, выбрав хворостину,
    Пурпур ягод наземь бросит, -
    А куда я сердце кину?

    Осень ясность дней приносит,
    Просквозили леса чащи.
    Сердце радости не просит.

    Все упорнее, все чаще
    Прилетает призрак смерти,
    Что любви и жизни слаще.

    О, не верьте, о, не верьте,
    Этим призрачным наветом
    Грусть осеннюю умерьте.

    Возвратится солнце с летом,

    Жар придет с веселым светом.

    Для кого моя терцина,
    Тот не знает, тот не спросит,
    А найдется хворостина -
    Пурпур ягод наземь сбросит.


    7

    Н. А. Зноско-Боровской

    Я знаю, ты любишь другую,
    Другою сердце полно,
    Зачем же не плачу, тоскуя,
    Как будто мне все равно?
    Тоскую, тоскую, тоскую,
    Но будет, что суждено:
    Все равно ты любишь другую
    И ею сердце полно.


    Представь, будто я - она.
    Излей на меня волненье,
    Каким твоя грудь полна.
    Забудусь сладким забвеньем,


    Моя грудь и твоя полна.

    Ты шепчешь имя чужое,
    Но видишь мои глаза...

    На глазах не блестит слеза.
    Прошумит, прошумит весною,
    Молодою весной гроза -
    И встретят меня не чужою

    1912

    Примечания:

    Цикл обращен к Вс. Князеву (см. примеч. 109).

    «Какой насмешливый механик…»

    «Сатирикон». 1913. № 32, под загл. «К часам, играющим „Ах, очи, очи голубые“». Беловой автограф — Изборник. «Очи, очи голубые». Из песни на стихи Ф. Н. Глинки «Тройка» (см.: Песни русских поэтов. Л., 1988. Т. 1. С. 312).

    «Девять родинок прелестных…»

    Беловые автографы — Пример (цикл «Сердце зеркальное». № 10) и два — в РГАЛИ (один — в книге Стихи-19). Стихотворение производило на современников впечатление очень эротического. См. в письме заведующего редакцией издательства М. и С. Сабашниковых М. Лукина к Кузмину, предлагавшему включить ст-ние в первонач. вар. Изборника: «Выбор, сделанный Вами, кажется издательству односторонним в том смысле, что стихотворения специального рода, как „Девять родинок“ и т. п., получают в сборнике преобладание» (РГАЛИ).

    «Кому любви огонь знаком…»

    Беловой автограф — Стихи-19.

    «В грустном и бледном гриме…»

    «Сонет» («Пьеро, Пьеро, — счастливый, но Пьеро я…» — Князев В. Стихи. СПб., 1914. С. 89), а также определение персонажа «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой, прототипом которого в значительной степени был Князев: «драгунский Пьеро».

    «Свежим утром рано-рано…»

    — РТ-1.

    «Я знаю, ты любишь другую…»

    Зноско-Боровская Надежда Александровна — актриса, сестра Е. А. Зноско-Боровского (см. прим. 183–192, 1), жена С. А. Ауслендера (см. примеч. 14–23, 9). В ГГ-1 ст. 7: «Все равно ты любил другую». Следует отметить, что, согласно Дневнику Кузмина, у Н. А. Зноско-Боровской был роман с Ю. И. Юркуном.