• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Два старца

    Два старца

    Жили два старца
    Во святой пустыне,
    Бога молили,
    Душу спасали.
    Один был постник,
    Другой домовитый,
    Один все плакал,
    Другой веселился.
    Спросят у постника:
    "Чего, отче, плачешь?"
    Отвечает старец:
    "О грехах горюю".
    Спросят веселого:
    "О чем ты ликуешь?"
    Отвечает старец:
    - Беса труждаю.
    У постника печка
    Мхом поросла вся,
    У другого - гости
    С утра до полночи:

    Божий люди,
    Нищая братия,
    Христовы братцы.
    Всех он встречает,
    Всех привечает,
    Стол накрывает,
    За стол сажает.
    Заспорили старцы
    О своих молитвах,
    Чья Богу доходчивей,
    Господу святее.
    Открыл Вседержитель
    Им знаменье явно:
    Две сухих березки
    На глухой поляне.
    "Вместе ходите,
    Вровень поливайте;
    Чья скорее встанет,
    Чья зазеленеет,
    Того молитва
    Господу святее".

    Во святой пустыне,
    Ко деревьям ходят,
    Вровень поливают,
    Темною ночью
    Ко Господу взывают.
    За днями недели
    Идут да проходят,
    Приблизились сроки
    Знаменья Господня.
    Встали спозаранок
    Святые старцы.
    Начал положили,
    Пошли на поляну.
    Господь сердцеведец,
    Помилуй нас грешных!
    Пришли на поляну:
    "Слава Тебе, Боже!"
    Глазы протерли,
    Наземь повалились!
    У постного брата
    Береза-березой.

    Райски распушилась.
    Вся-то зелена,
    Вся-то кудрява,
    Ветки качает,
    Дух испущает,
    Малые птички
    Свиристят легонько.
    Заплакали старцы
    Знаменью Господню.
    - Старцы, вы старцы,
    Душу спасайте,
    Кто как возможет,
    Кто как восхочет.

    Всех вас приимет.
    Спасенью с любовью, -
    Спасу милее.
    Слава Тебе, Боже наш,

    И ныне, и присно,
    И во веки веком,

    1915

    Примечания:

    «Патерика», известной нам по пересказу С. Н. Дурылина (Дурылин С. Св. Франциск Ассизский и «Цветочки» // Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1913. С. III; факсимильное воспроизведение — М., 1990). Кузмин мог знать этот рассказ как по варианту Дурылина, так и по оригиналу, т. к. был начитан в житийной литературе, а св. Франциском специально интересовался.
     

    Раздел сайта: