• Приглашаем посетить наш сайт
    Жуковский (zhukovskiy.lit-info.ru)
  • Враждебное море

    Враждебное море

    Ода

    В. В. Маяковскому

    Чей мертвящий, помертвелый лик
    в косматых горбах из плоской вздыбившихся седины
    вижу?
    Горгона, Горгона,
    смерти дева,
    ты движенья на дне бесцельного вод жива!

    Посинелый язык
    из пустой глубины
    лижет, лижет
    (всплески - трепет, топот плеч утопленников!),
    лижет слова
    на столбах опрокинутого, потонувшего,
    почти уже безымянного трона.
    Бесформенной призрак свободы,
    болотно лживый, как белоглазые люди,
    ты разделяешь народы,
    бормоча о небывшем чуде.


    как ристалищный конь,
    ринешься взрывом вод,
    взъяришься, храпишь, мечешь
    мокрый огонь
    на белое небо, рушась и руша,
    сверливой воронкой буравя
    свои же недра!

    Оттуда несется глухо,
    ветра глуше:
    - Корабельщики-братья, взроем
    хмурое брюхо,
    где урчит прибой и отбой!
    Разобьем замкнутый замок!
    Проклятье героям,
    изобретшим для мяса и самок
    первый под солнцем бой!

    Плачет все хмурей:
    - Менелай, о Менелай!
    не знать бы тебе Елены,

    (Слышишь неистовых фурий
    неумолимо охрипший лай?)
    Все равно Парис белоногий
    грядущие все тревоги
    вонзит тебе в сердце: плены,
    деревни, что сожжены,
    трупы, что в поле забыты,
    юношей, что убиты, -
    несчастный царь, неси
    на порфирных своих плечах!

    На красных мечах
    раскинулась опочивальня!..
    В Елене - все женщины: в ней
    Леда, Даная и Пенелопа,
    словно любви наковальня
    в одну сковала тем пламенней и нежней.
    Ждет.
    Раззолотили подушку косы...
    (Братья,

    - Париса руку чует уже у точеной выи...
    (впервые
    Азия и Европа
    встретились в этом объятьи!!)
    Подымается мерно живот,
    круглый, как небо!
    Губы, сосцы и ногти чуть розовеют...
    Прилети сейчас осы -
    в смятеньи завьются: где бы
    лучше найти амброзийную пищу,
    которая меда достойного дать не смеет?

    Входит Парис-ратоборец,
    белые ноги блестят,
    взгляд -
    азиатские сумерки круглых, что груди, холмов.
    Елена подъемлет темные веки...
    (Навеки
    миг этот будет, как вечность, долог!)
    Задернут затканный полог...

    Азия и Европа! Европа и Азия!!
    И тяжелая от мяса фантазия
    медленно, как пищеварение, грезит о вечной
    народов битве,
    рыжая жена Менелая, тобой, царевич троянский, тобой
    уязвленная!
    Какие легкие утром молитвы
    сдернут призрачный сон,
    и все увидят, что встреча вселенной
    не ковром пестра,
    не как меч остра,
    а лежат, красотой утомленные,
    брат и сестра,
    детски обняв друг друга?)
    Испуга
    ненужного вечная мать,
    ты научила проливать
    кровь брата
    на северном, плоском камне.

    ненавистная, как древняя совесть,
    дикая повесть
    о неистово-девственной деве!..
    дуй, ветер! Вей, рей

    Служанка буйного гения,
    жрица Дианина гнева,
    вещая дева,
    ты, Ифигения,

    красною тряпкой отерла,
    среди криков
    и барабанного воя скифов
    братское горло

    (Братское, братское, помни!
    Диана, ты видишь, легко мне!)
    и вдруг,
    как странный недуг,

    под ножом родилась
    (Гибни, отцовский дом,
    плачьте, вдовые девы, руки ломая!
    Бесплодная роза нездешнего мая,

    сквозь кровь,
    чрез века незабытая,
    любовь
    Ореста и его Пилада!

    сама себя жрущая,
    что от заемного блеска месяца
    маткой больною бесится,
    Полно тебе терзать

    бесполезность рваных сетей
    и сплетенье бездонной рвани
    называя геройством!
    Воинственной девы безличье,

    к призрачной брани...
    но кровь настоящая
    льется в пустое геройство!
    Геройство!

    А вопли-то?
    Проклято, проклято!
    Точило холодное жмет
    живой виноград,

    за рядом ряд.
    И побледневший от жатвы ущербный серп
    валится
    в бездну, которую безумный Ксеркс

    (цепи - плохая подпруга)
    и увидя которую десять тысяч
    оборваннных греков, обнимая друг друга,
    крича, заплакали...

    Примечания:

    Тринадцать поэтов. Пг., 1917, без посвящ., с разночтением в ст. 68: «лучше найти амброзийную рощу». Беловой автограф — РНБ. Черновые автографы под загл. «Море [несч<астное>] враждебное», «Море» — РГАЛИ. На одном из автографов РГАЛИ — план ст-ния: «Море. Война. Менелай. Фурии. Впервые встреча Азии и Европы. Брат и сестра. Ифигения. Орест и Пилад. Ксеркс». Ст-ние построено на образах «Илиады», «Ифигении в Тавриде». В конце — отсылки к легенде о персидском царе Ксерксе, приказавшем высечь море, и к «Анабасису» Ксенофонта. Более подробный реальный комментарий см.: ССт. С. 654; Избр. произв. С. 528–529. Об отношениях Кузмина с В. В. Маяковским см.: Селезнев Л. Михаил Кузмин и Владимир Маяковский.: К истории одного посвящения // «Вопросы литературы». 1989, № 11 (интерпретация данного ст-ния, предлагаемая автором статьи, не представляется убедительной). См. также: Кацис Л. «В курганах книг, похоронивших стих…» // Там же. С. 91–94. Следует отметить, что Маяковский недружелюбно рецензировал альманах «Тринадцать поэтов» (Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1959. Т. 12. С. 10). Белоглазые люди — т. н. «чудь белоглазая», остатки финского племени чудь, пользовавшиеся на русском Севере дурной славой. О вечной народов битве. Вероятно, имеется в виду не только прямой смысл сочетания, но и нередко встречающееся название Лейпцигского сражения 1813 г. — «битва народов». Ореста и его Пилада. См. в повести «Крылья» слова учителя греческого языка Даниила Ивановича: «В XV-м веке у итальянцев уже прочно установился взгляд на дружбу Ахилла с Патроклом и Ореста с Пиладом как на содомскую любовь, между тем как у Гомера нет прямых указаний на это» (Кузмин М. Первая книга рассказов. С. 210). Летом 1907 г. Кузмин предполагал писать пьесу «Орест» (план — PT-I)


     

    Раздел сайта: