• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Первый Адам

    Первый Адам

    Йони-голубки, Ионины недра,
    О, Иоанн Иорданских струй!
    Мирты Киприды, Кибелины кедры,

    Вышел вратами, немотствуя Воле,
    Влажную вывел волной колыбель.
    Берег и ветер мне! Что еще боле?
    Сердцу срединному солнечный хмель.


    Воспоминание - нижним водам!
    Дымы колдуют Дельфийскую деву,
    Ствол богоносный - первый Адам!

    Май 1922

    — РТ-2. Первый Адам — см.: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: „первый человек Адам стал душею живущею“; а последний Адам есть дух животворящий» (1-е Кор. 15, 44–45). См. также комм. А. Г. Тимофеева (Арена. С. 426). Йони (инд. миф.) — символ женского начала, изображавшийся в виде женских гениталий. Иоанн Иорданских струй! — Иоанн Предтеча. Маргарита морей — жемчуг. Ср. цикл ст-ний Вяч. Иванова «Золотые завесы» с анаграммируемым в нем именем «Маргарита». Для Кузмина было важно, что этот цикл в поэзии Иванова параллелен циклу «Эрос» с откровенно гомосексуальной подкладкой. Воля — согласно герметической доктрине, первый бог, отец Разума. Дельфийская дева — сивилла из наиболее известного в античности Дельфийского оракула. Ср.: «Мы подходим к основному источнику всякого искусства — чисто женскому началу Сибиллинства, Дельфийской девы — пророчицы, вещуньи» (Кузмин М. Условности. Пг., 1923. С. 173). Ствол богояосньш — очевидный фаллический символ. Об оккультных подтекстах ст-ния см.: Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М., 1999. С. 159–172.


     

    Раздел сайта: