• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Панорама с выносками

    ПАНОРАМА С ВЫНОСКАМИ

    1. ПРИРОДА ПРИРОДСТВУЮЩАЯ И ПРИРОДА ОПРИРОДЕННАЯ

    (Natura naturans et Datura naturata)

    Кассирша ласково твердила:
    - Зайдите, миленький, в барак,
    Там вам покажут крокодила,
    Там ползает японский рак. -
    Но вдруг завыла дико пума,
    Как будто грешники в аду,
    И, озирался угрюмо,
    Сказал я тихо: "Не пойду!
    Зачем искать зверей опасных,
    Ревущих из багровой мглы,
    Когда на вывесках прекрасных
    Они так кротки и милы?"


    2. ВЫНОСКА ПЕРВАЯ

    Скок, скок!
    Лакированный ремешок
    Крепче затяни,

    Внизу, в тени -
    Лес...
    Дальше - моря,
    С небом споря,
    Голубеет рог чудес.
    Следом
    За Ганимедом
    Спешит вестник,
    А прыгун-прелестник
    Катит обруч палочкой,
    Не думая об обрученьи,
    Ни об ученьи.
    Неужели ловкий бог,
    Идол беременных жен,
    Не мог
    Догнать простого мальчика,
    А пришел
    Хохлатый орел
    С гор?

    Не зови несносных бурь!
    Как завидишь корабли
    Из Халдейской из земли,
    Позабудешь злую дурь! -


    3. МЕЧТЫ ПРИСТЫЖАЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

    Есть ли что-нибудь нелепей,
    Когда в комнатке убогой
    От земных великолепий
    Разбегаются глаза?
    По следам науки строгой
    Не излечит и Асклепий,
    Если висельник двурогий
    Заберется вам в глаза.

    Комфортабельны покои,
    Есть и выезд, и премьеры,
    Телефоны и лифтбои,
    Телеграммы, вечера.
    Всех мастей и всякой меры,
    То гурьбою, то их двое,

    Коротают вечера.

    Приглашенья и изданья
    На веленевой бумаге,
    От поклонников признанья,
    Путешествия, моря,
    Легкомысленной отваги
    Мимолетные свиданья, -
    И сверканья резвой влаги
    Разливаются в моря...

    Летний сад, надутый гений,
    Бестолковый спутник Лева,
    Иностранных отделений
    Доморощенный Вольтер.
    Грузно скачет Большакова...
    От балетных сновидений
    Впечатленья никакого,
    Будто прав мосье Вольтер.

    А поэмы, а романы,
    Переписки, мемуары, -

    И приснилось лишь во сне?
    Поэтические пары -
    Идиотские чурбаны?
    И пожары, и угары -
    Это тоже все во сне?

    Право, незачем портрету
    Вылезать живьем из рамок.
    Если сделал глупость эту -
    Получилась чепуха.
    Живописен дальний замок -
    Приближаться толку нету:
    Ведь для дядек и для мамок
    Всякий гений - чепуха.


    4. УЕДИНЕНИЕ ПИТАЕТ СТРАСТИ

    Ау, Сергунька! серый скит осиротел.
    Ау, Сергунька! тихий ангел пролетел.
    Куда пойду, кому скажу свою печаль?
    Начальным старцам сердца бедного не жаль.
    Зайду в покоец - на постели тебя нет,

    Спущуся к речке - и у речки тебя нет.
    На том песочке потерялся милый след,
    Взойду на клирос и читаю наобум.
    Ударь в клепало - не отгонишь грешных дум.
    Настань, страдовая пора.
    Столбом завейся, мошкара!
    Конопатка-матушка,
    Батюшка-огонь,
    Попали_ тела наши,
    Души успокой!
    Что стыдиться, что жалеть?
    Раз ведь в жизни умереть.
    Скидавай кафтан, Сережа.
    Помогай нам, святый Боже!
    Братья все дивуются,
    Сестры все красуются,
    И стоим мы посреди,
    Как два отрока в печи,
    Хороши и горячи.

    За этот грех ответим пополам!


    5. ВЫНОСКА ВТОРАЯ

    Дымок сладелый вьется,
    На завесе - звезда.
    Я знаю: друг мой милый
    Потерян навсегда.

    Один у нас заступник,
    Он в длинном сюртуке,
    Мешает тонкой палочкой
    В грошовом котелке.

    Заплачено за помощь
    (Считал я) пять рублей, -
    А сердце бьется верою
    Быстрей и веселей.

    Мяукает на печке
    Какой-то пошлый кот.
    Помощник остановится,
    Отрет платочком пот...

    И дальше зачитает.

    Прозрачней с каждым словом
    Сосновая доска.

    Тошнотное круженье...
    В руке пустой бокал...
    За сердце я схватился -
    И друга увидал.


    6. ТЕМНЫЕ УЛИЦЫ РОЖДАЮТ ТЕМНЫЕ ЧУВСТВА

    Не так, не так рождается любовь!
    Вошла стареющая персианка,
    Держа в руках поддельный документ, -
    И пронеслось в обычном кабинете
    Восточным клектом сладостное: - Месть! -
    А как неумолим твой легкий шаг,
    О кавалер умученных Жизелей!
    Остановился у портьер... стоишь...
    Трещит камин, затопленный весною.
    Дыханье с той и с этой стороны
    Непримиримо сталкивают искры...
    Имагинация замкнула круг

    Уносится тайком чужой портфель,
    Подносится отравленная роза,
    И пузырьками булькает со дна
    Возмездие тяжелым водолазом.
    Следят за тактом мертвые глаза,
    И сумочку волною не качает...
    Уйди, уйди, не проливалась кровь,
    А та безумица давно далеко!
    Не говор - шепот, эхо - не шаги...
    Любовь-сиротка, кто тебя калечил?
    Кто выпивает кровь фарфорных лиц?
    Благословение или заклятье
    Исходит волнами от тонких рук?
    Над девичьей постелью в изголовьи
    Висит таинственный знакомый знак,
    А колдовские сухожилья Винчи
    Люциферически возносят тело
    И снова падают природой косной.
    Где ты, весенняя, сквозная роща?

    Скорей бежать из этих улиц темных:
    Поверь, не там рождается любовь!


    7. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА ПОБЕЖДАЮТ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

    Есть у меня вещица -
    Подарок от друзей,
    Кому она приснится,
    Тот не сойдет с ума.

    Безоблачным денечком
    Я получил ее,
    По гатям и по кочкам
    С тех пор меня ведет.

    Устану ли, вздремну ли
    В неровном я пути -
    Уж руки протянули

    Предамся ль малодушным
    Мечтаньям и тоске -
    Утешником послушным,
    Что Моцарт, запоет.


    Не флейта, не кларнет,
    Но взгляд очей раскосых
    На ней запечатлен.

    И дружба, и искусства,

    Обещанные чувства
    И верные друзья.

    Пускай они в Париже,
    Берлине или где, -

    Быть на земле нельзя.

    А как та вещь зовется,
    Я вам не назову, -
    Вещунья разобьется


    8. ВЫНОСКА ТРЕТЬЯ

    По веселому морю летит пароход,
    Облака расступились, что мартовский лед,
    И зеленая влага поката.

    И матросы все в белом сидят и поют,
    И будить мне не хочется брата.
    Ничего не осталось от прожитых дней...
    Вижу: к морю купаться ведут лошадей,

    У конюших бока золотые, как рай,
    И, играя, кричат пароходу: "Прощай!"
    Да и я не скажу "до свиданья",
    Не у чайки ли спросишь: "Летишь ты зачем?"

    Заводною заскачет лошадка.
    Ветер, ветер, летящий, пловучий простор,
    Раздувает у брата упрямый вихор, -
    И в душе моей пусто и сладко.

    1926

    В списке РТ-2 дата — июнь 1926 (отмечено 11 ст-ний). Беловой и черновой автографы — РГАЛИ. В черновом автографе цикл начинался еще одним ст-нием (с соответствующим изменением нумерации остальных):

    Свет мудрости, укрощающий страсти (Таро)

    В уединеньи скучном дева
    Сидела с факелом в руке,

    Но все ж сидела и смотрела
    На факел, тлеющий в руке.
    И в теле пламя бушевало…
    — Как избежать тебя, напасть?

    (Вы думаете: «По траве не ходить»?
    — Совсем, совсем не угадали):
    — Свет мудрости изгонит страсть! —
    Тогда бестрепетной рукою

    Она, в борьбе сама с собою,
    Его впихнула в грешный центр.
    Увы! оплакивай победу!
    Твой зуд двусмысленный утих…

    Шипит стыдливо, как жених.

    (Первоначальные вар. ст. 9: «Вы думаете: „Плевать запрещается“?», ст. 16, «Увы! двусмысленна победа!»). Это ст-ние по неизвестному нам беловому автографу, вписанному в экземпляр печатного издания «Форели», было опубликовано в ССт (С. 694). Наличие такого автографа выглядит сомнительным, поскольку в экземпляр А. Ивича, куда было внесено даже в высшей степени опасное ст-ние 5 из цикла 524–530, данное ст-ние не записано. В экземпляр из собрания Р. Л. Щербакова оно внесено неизвестной рукой. В беловом автографе после ст-ния 8 записано название еще одного: «10. Значение букв не всякому дано понимать» (текст отсутствует). Панорама — традиционное петербургское праздничное развлечение. См.: Конечный A. M. Петербургские народные гулянья на масленой и пасхальной неделях // Петербург и губерния. Л., 1989. Анализ цикла см.: Синявский А. «Панорама с выносками» Михаила Кузмина // «Синтаксис». 1987. № 20.

    1. Костер. Л., 1927, без подзаг. Первоначальное загл. — «Зверинец». Natura naturans et natura naturata. Вероятнее всего, название восходит к теории Б. Спинозы, где natura naturans — природа созидающая (т. е. Бог), a natura naturata — та природа, которая Им создается. Ср. также загл. книги А. М. Добролюбова (СПб., 1895).

    2. Там же, под загл. «Первая выноска». Вестник, ловкий Бог, — идол беременных жен (как бог плодородия) — различные представления бога Гермеса. Ганимед был похищен Зевсом, принявшим облик орла.

    — возможно, Л. Раков (см. преамбулу к кн. «Новый Гуль», с. 77 1). Большакова Гали Иосифовна (1892–1949) — балерина. Будто прав мосье Вольтер. Возможно, отсылка к ст-нию А. С. Пушкина «Сновидение» (пер. из Вольтера). Незачем портрету Вылезать живьем из рамок. Ср. повесть Н. В. Гоголя «Портрет».

    4. В черновом автографе представляют интерес ранние вар. ст. 7: «Зайду в моленну» (далее строка не продолжена), ст. 2627: «Ложись удобней, никому уж не отдам. Последний грех мы делим пополам». По словам друга Кузмина переводчика И. А. Лихачева, связано с романом Н. А. Клюева и С. А. Есенина (ССт. С. 695). Однако, как предположил В. В. Нехотин, источником текста может служить фрагмент главы «Первая гарь» из труда историка И. Филиппова «История Выговской старообрядческой пустыни» (СПб., 1862. С. 66). См.: Нехотин В. В. Из реального комментария к стихотворениям М. А. Кузмина // De Visu. 1994 № 1/2. С. 6869. Кому скажу свою печаль? Ср. начало духовного стиха «Плач Иосифа»: «Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию» (Бессонов. С. 204). Клепало — металлическая полоса, служившая в старообрядческих скитах заменой колоколу. Конопатка — пакля. Как два отрока в печи. См. примеч. 434.

    6. Костер. Л., 1927, под загл. «Темные улицы рождают темные мысли». В черновом автографе ст. 4–7 первоначально читались:

    [В разрезе узких глаз читалась месть]
    Дрожали губы, ноги подгибались.

    Охрипшим сквозняком мелькнуло «месть».
    О, кавалер замученных Жизелей.

    Согласно разысканиям исследователей, в основу сюжета ст-ния легла история загадочной гибели балерины Лидии Ивановой (1903–1924). 17 июня 1924 г. Кузмин записал в Дневнике: «Вчера утонула Лидия Иванова, каталась с какими-то ком<мунистическими> мальчишками, вроде Сережи Папаригоп<уло>». Впоследствии Кузмин подружился с ее отцом (впрочем, есть вероятность, что он был гимназическим приятелем Кузмина, с которым связь долгое время не поддерживалась). Приведем запись от 6 марта 1926 г.: «Вызвали Сандру <неустановленное лицо> Она и едет в Персию. Они говорили как заговорщики. Она подруга Вырубовой, пишет дневник, который выкрал Семенов <вероятно, бывший председатель петроградской ЧК>, она, в свою очередь, выкрала у него и переписала. Хранится где-то на 11-й линии. Переводится на англ<ийский> язык. Иванов делает вставки насчет Спесивцевой и думает, что это будет важный документ. За ним, по его мнению, следят. Вообще тайн масса». По слухам того времени, Иванова могла быть убита сотрудниками ГПУ, то ли по наущению О. А. Спесивцевой, завидовавшей новой звезде, то ли как случайно узнавшая некую тайну. Подробнее см.: Malmstad John E. The Mystery of Inquity: Kuzmin's «Temnye ulitsy rozhdajut temnye mysli» // «Slavic Review». 1 975. Vol. 34. № 1; Шмаков Г. Загадка Лидочки Ивановой // «Русская мысль». 1986, 13 июня; Морев Г. А. [Комм, к ст-нию «Воздушную и водяную гладь…»] // Кузмин и русская культура. С. 176–177; У балтийской воды // «Московский наблюдатель». 1991. № 3. С. 50–64. Имагинация (воображение) — термин, восходящий к средневековым доктринам, однако в начале XX века воспринимавшийся в антропософской триаде: инспирация — имагинация — интуиция. Висит таинственный знакомый знак. Ср. запись о С. Г. Спасской: «Над постелью Софьи Гитмановны знак Розенкрейцеров. Вот оно что!» (Дневник, 9 мая 1926).

    7. Есть у меня вещица. По предположению А. Д. Синявского, это — «хрустальная или стеклянная пирамидка, многогранник или кубик с картинкой, стоявший у него <Кузмина> на столе. <…> Поворачивая этот „кристалл“, можно было созерцать различные преломления в его гранях наклеенной снизу картинки и окружающего мира» («Синтаксис». 1987. № 20. С. 69). А. С. Кушнер высказал догадку, что вещица — граммофонная пластинка («Новый мир». 1989. № 10. С. 266–267). Ср., однако, в оперетте Кузмина «Забава дев» первоначальный вар. песни одной из султанш, Кандакши, называвшийся «Песня о вещице»:


    Но всем она мила:
    Там радость пребольшая
    Гнездо свое свила.
    Покоец невеликий

    Обвитый повиликой,
    Он приглашает сесть.
    Охотно посещая
    Сей сладостный покой,

    Судьбой уже не злой.
    . . . . . . . . . .
    А как та вещь зовется,
    Я не открою вам,

    Тот угадает сам.

    (ГЛМ; в том же экземпляре название изменено на «Песня тайне» и внесены некоторые текстуальные изменения; впервые в печати указано П. В. Дмитриевым // НЛО. 1993. № 3. С. 340; ср. также комм. А. Г. Тимофеева // Арена. С. 453–454). 8. Костер. Л., 1927.

    Раздел сайта: