ДЛЯ АВГУСТА
С. В. Демьянову
1. ТЫ
Так долго шляпой ты махал,
Что всем ужасно надоел.
Взяла брюнетка на прицел,
Подруга вставила "нахал".
И долго крякал капитан,
Который здорово был пьян.
Махал, махал, и, наконец,
Когда остался ты один,
Какой-то плотный господин
Тебя уводит как отец.
В одной из светленьких кают
Уж скоро рюмки запоют.
Ты треугольник видишь бри
И рядом страсбургский пирог...
Тут удержаться уж не мог,
Подумал: "Ах, черт побери!
Я никогда их не едал,
".
Отец нежданный стороной
Заводит речь о том, о сем:
Да сколько лет, да как живем,
Да есть ли свой у вас портной...
То Генрих Манн, то Томас Манн,
А сам рукой тебе в карман...
Папаша, папа, эй-эй-эй!
Не по-отцовски вы смелы...
Но тот, к кому вы так милы, -
Видавший виды воробей.
Спустилась шторка на окне,
Корабль несется по волне.
2. ЛУНА
А ну, луна, печально!
Печатать про луну
Считается банально,
Не знаю почему.
А ты внушаешь знанье
И сердцу, и уму:
При взгляде на луну,
И время, и разлука,
И тетушка искусств -
Оккультная наука,
И много разных чувств.
Покойницкие лица
Ты милым придаешь,
А иногда приснится
Приятненькая ложь.
Без всякого уменья
Ты крыши зеленишь
И вызовешь на пенье
Несмысленную мышь.
Ты путаешь, вещаешь,
Кувыркаешь свой серп
И точно отмечаешь
Лишь прибыль да ущерб.
Тебя зовут Геката,
Тебя зовут Пастух,
Да вороной петух.
Не думай, ради Бога,
Что ты - хозяйка мне, -
Лежит моя дорога
В обратной стороне.
Но, чистая невеста
И ведьма, нету злей,
Тебе найдется место
И в повести моей.
3. А Я...
Стоит в конце проспекта сад,
Для многих он - приют услад,
А для других - ну, сад как сад.
У тех, кто ходят и сидят,
Особенный какой-то взгляд,
А с виду - ходят и сидят,
Куда бы ни пришлось идти -
Все этот сад мне по пути,
Никак его не обойти.
А под деревьями еще темнее.
Я в сад не заходил нарочно,
Попутчика нашел себе случайно...
Он был высокий, в серой кепке,
В потертом несколько, но модном платье.
Я голоса его не слышал -
Мы познакомились без разговоров, -
А мне казалось, что, должно быть, - хриплы!
- На Вознесенском близко дом...
Мы скоро до него дойдем...
Простите, очень грязный дом. -
Улыбка бедная скользит...
Какой у Вас знакомый вид!..
Надежды, память - все скользит...
Ведь не был я нисколько пьян,
Но рот, фигура и туман
Твердили: - Ты смертельно пьян!..
Разделся просто, детски лег...
Метафизический намек
4. ТОТ
Поверим ли словам цыганки, -
До самой смерти продрожим.
А тот сидит в стеклянной банке,
И моложав, и невредим.
Сидит у столика и пишет, -
Тут каждый Бердсли и Шекспир, -
Апрельский ветер тюль колышет,
Сиреневый трепещет мир,
Звенят, звенят невыносимо
Иголки, искры и вино,
И ласточки просвищут мимо
Американкою в окно.
Измены здесь для примиренья,
А примиренья для измен.
Политональнейшее пенье
От лаковых несется стен.
Все кружится, и все на месте...
Все близко так, и все поет,
Прозрачно, словно жидкий мед...
Куда пропал ты, беспечальный
И чистый воздух медных скал?
На Вознесенском дом скандальный
Да пароходный тот нахал!
5. ТЫ / 2-ое
- Остановка здесь от часа до шести,
А хотелось бы неделю провести.
Словно зайчики зеркал,
Городок из моря встал,
Все каналы да плотины,
Со стадами луговины, -
Нет ни пропастей, ни скал.
Кабачок стоит на самом берегу,
Пароход я из окна устерегу.
Только море, только высь.
По земле бы мне пройтись:
Что ни город - все чудесно,
Неизвестно и прелестно,
Если любишь, разве можно устоять?
Это утро повторится ли опять?
И галантна, и крепка
Стариковская рука.
Скрипнул блок. Пахнуло элем.
Чепуху сейчас замелем,
Не услышать нам свистка.
6. А Я / 2-ое
Постучали еле слышно...
Спичка чирк... шаги... глаза...
Шепот... "Вася, осторожней:
По домам идет обход".
- Шпалер, шпалер... Брось за печку...
- Гость?.. смывайтесь... разве пьян?..
- Черный ход еще не заперт, -
Мина Карловна сидит.
- Извиняюсь... не нарочно...
Я и сам тому не рад...
Я засыпаюсь, наверно,
Ну, пока! - поцеловались...
- Стой! и я с тобой. - Куда? -
- Все равно! - А попадетесь?
Укрывателю тюрьма.
Отчего же хриплый голос
Стал прозрачным и любимым,
Будто флейта заиграла
Из-за толстого стекла.
Отчего же эта нежность
Щеки серые покрыла,
Словно в сердце заключенной
Оставаться не могла?
Разве ты сидишь и пишешь,
Легче бабочки из шелка,
И причесан, и напудрен,
У апрельского стола?
- Что же стали? - Кот-басила...
Опрокинулось ведро.
- Тише, черти! - Сердце бьется,
- Значит, ты?.. - До самой смерти! -
Улыбнулся в темноте.
- Может, ждать совсем не долго,
Но спасибо и на том.
Тут калитка возле ямы...
Проходной я знаю двор.
Деньги есть? Аида на Остров.
Там знакомый пароход.
Паспортов у нас не спросят,
А посадят прямо в трюм.
Дней пяток поголодаем
Вместе, милый человек!
7. ТОТ / 2-ое
Февральский радио поет
Приволье молодости дальней,
Натопленность кисейной спальной
И межпланетный перелет.
Перечит нежности начальной
Воспоминаний праздный счет.
Не уберечь зимы венчальной!
Хрусталь на прежнее стекло
Воображенье налагает,
Изменчивое так светло!
Плывут вуали, воздух тает...
И сонный вой гавайских труб
Напоминает трепет губ.
8. ЛУНА / 2-ое
Луна! Где встретились!.. сквозь люки
Ты беспрепятственно глядишь,
Как будто фокусника трюки,
Что из цилиндра тянет мышь.
Тебе милей была бы урна,
Руины, жалостный пейзаж!
А мы устроились недурно,
Забравшись за чужой багаж!
Все спит; попахивает дегтем,
Мочалой прелой от рогож...
И вдруг, как у Рэнбо, под ногтем
И нам тепло, и не темно нам,
Уютно. Качки нет следа.
По фантастическим законам
Не вспоминается еда-
Сосед храпит. Луна свободно
Его ласкает как угодно,
И сладострастна, и чиста,
Во всевозможные места.
Я не ревнив к такому горю:
Ведь стоит руку протянуть -
И я с луной легко поспорю
На деле, а не как-нибудь!
Вдруг... Как?.. смотрю, смотрю... черты
Чужие вовсе... Разве ты
Таким и был? И нос, и рот...
Он у того совсем не тот.
Зачем же голод, трюм и море,
Зубов нечищенных оскал?
Ужели злых фантасмагорий,
Но так доверчиво дыханье
И грудь худая так тепла,
Что в темном, горестном лобзаньи
Я забываю все дотла.
9. ТЫ / 3-е
- Вы мне не нравитесь при лунном свете:
Откуда-то взялись брюшко и плешь,
И вообще, пора бы шутки эти
Оставить вам, - Голландия скучна!
- Но, детка, вы же сами захотели
Остановиться в этом городке.
Не думал я, что в столь прелестном теле
Такой упрямец маленький сидит.
- Вы лишены духовных интересов.
Что надо вам, легко б могли найти
В любом из практикующих балбесов!
А я... а я... - Брюссельская капуста
Приправлена слезами. За окном
На горизонте растушеван густо
В глазах плывет размытая фиалка, -
Так самого себя бывает жалко!
- Вы сами можете помочь невзгодам,
Ведь дело не в Голландии, а в вас!
- Нет, завтра, завтра, первым пароходом!
А вас освобождаю хоть сейчас! -
Забарабанил дружно дождь по крышам,
Все стало простодушней и ясней.
Свисток теперь, конечно, мы услышим,
А там посмотрим. "Утро вечера мудреней".
10. ВСЕ ЧЕТВЕРО / Апофеоз
Тра-та-та-та_-та, тра-та-та-та_-та,
Тра-та-та-та_-та, тра-та_-та-та_!
Нептун трезубцем тритонов гонит.
Апофеоз. Апофеоз!
Тра-та-та-та_-та. Дельфин играет!
Тра-та-та-та_-та. Ярка лазурь!
Брады завеса ключом взлетает.
Апофеоз. Апофеоз!
Повеял ужас, дымит восторг...
И ты - не тот ведь, и тот - не тот ведь!
Апофеоз. Апофеоз!
Потягиваясь сладко, вышли.
Голландия! Конец пути.
Идти легко, как паре в дышле.
И заново глядят глаза:
Земля и воздух - все другое.
Кругом народ, все видим мы,
И мы другие, как и все.
Какой чудесный день сегодня.
Как пьяно вывески твердят,
Что велика любовь Господня!
Танцуют краны, паруса.
Ты не сидишь уже, окован,
В стеклянном пресном далеке,
Кисейный столик расколдован
Вдруг... Боже мой. Навстречу пара,
И машет та же шляпа мне.
Ах, в ожидании удара
Прижаться в нежной простоте.
- Fichue rencontre! c'est toi! c'est moi! {*}
{* Ничего себе встреча! вот и ты! вот и я! (фр.) - Ред.}
Толчком проворным старик за бортом.
Такая жертва, такой отказ
Апофеоз. Апофеоз!
- Ведь я все тот же! минута бреда...
Опять с тобою - и нет измен. -
- Круги бросайте! Тащите деда! -
Тра-та-та_-та. Но я не тот же
Тра-та-та-та_-та. Я не один!
- Какая черствость! и с кем? о Боже!
Тра-та-та-та_-та, тра-та-та-та_.
И остаются все при своем.
В восторге дядя затылок чешет.
Апофеоз! Апофеоз!
1927
Примечания:
— РГАЛИ. Машинопись, сделанная с чернового автографа, со многими не прочитанными машинисткой или неверно разобранными местами — РГАЛИ. Черновой автограф с датой: 14 сентября 1927 — РГАЛИ. Об адресате посвящения мы ничего не знаем, кроме двух записей в Дневнике: «Потом Моня <М. М. Бамдас>, опять Савицкий, наконец — Симка Демьянов. С ним сделалась истерика от „Форели“, вообще разводил глухую провинцию» (7 сентября 1927); «Заехал за мною студент Орлов, повез на извозчике. Это не в И<нституте> И<стории> И<скусств>, а в мятлевском доме. Вузовцы. <…> Темнота, но слушают отлично. Не поспел я взгромоздиться, как бежит, выпуча косой глаз, Симка в смокинге. В одной руке горшок сирени, в другой — огромная коробка конфет. Блестит как грош. Но ничего, спасибо друзьям. Читал охотно, чувствуя, что доходит» (10 марта 1928; речь идет о вечере, со слов известного литературоведа В. Н. Орлова описанном в статье Дж. Малмстада // ССт. С. 293–294). О работе над циклом см.: «Читал я Август. Это ужасный натурализм, и я как-то завяз в нем, и особенно никому не нравится» (Дневник, 18 сентября 1927); «Кончил „Для Августа“. В газете статья о шпионах-террористах. Белые мальчики, романтизм. Как жалко их. Это не то что всякие Желябовы» (Дневник, 19 сентября 1927).
1. Бри… страсбургский пирог. «Бри!» — реплика из пьесы А. А. Блока «Незнакомка»; «страсбургский пирог» — очевидно, из «Евгения Онегина», гл. 1, стр. XVI.
2. Тебя зовут Геката и т. д. Греч, богиня мрака, ночных видений и чародейства покровительствовала также пастушеству (впрочем, у слова Пастух есть и еще одна ассоциация — с загадкой: «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат», т. е. небо, звезды, луна), черный петух связан с Гекатой как с хтоническим божеством, которому мог приноситься в жертву. В то же время ст-ние может читаться как изображение мистического ритуала «тайгерм» из романа «Ангел западного окна» (Майринк. С. 80–85; ср.: СиМ. С. 171–172; указание на опечатку в ст. 27 в СиМ сделано неверно).
6. В ст-нии использован блатной жаргон: шпалер — пистолет, коя] — сутенер.
8. Ст. 11;-12 имеют в виду ст-ние А. Рембо «Искательницы вшей».
«Тогда хотел, а нынче не хочу», между ст. 11 и 12: «От двадцати до двадцати пяти», ст. 15 был дописан до конца: «Как молоко кипел».
10. В черновом автографе ст. 48 первоначально читался: «Нептун уж космы пробором чешет».