• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Для августа

    ДЛЯ АВГУСТА

    С. В. Демьянову

    1. ТЫ

    Так долго шляпой ты махал,
    Что всем ужасно надоел.
    Взяла брюнетка на прицел,
    Подруга вставила "нахал".
    И долго крякал капитан,
    Который здорово был пьян.

    Махал, махал, и, наконец,
    Когда остался ты один,
    Какой-то плотный господин
    Тебя уводит как отец.
    В одной из светленьких кают
    Уж скоро рюмки запоют.

    Ты треугольник видишь бри
    И рядом страсбургский пирог...
    Тут удержаться уж не мог,
    Подумал: "Ах, черт побери!
    Я никогда их не едал,
    ".

    Отец нежданный стороной
    Заводит речь о том, о сем:
    Да сколько лет, да как живем,
    Да есть ли свой у вас портной...
    То Генрих Манн, то Томас Манн,
    А сам рукой тебе в карман...

    Папаша, папа, эй-эй-эй!
    Не по-отцовски вы смелы...
    Но тот, к кому вы так милы, -
    Видавший виды воробей.
    Спустилась шторка на окне,
    Корабль несется по волне.


    2. ЛУНА

    А ну, луна, печально!
    Печатать про луну
    Считается банально,
    Не знаю почему.

    А ты внушаешь знанье
    И сердцу, и уму:

    При взгляде на луну,

    И время, и разлука,
    И тетушка искусств -
    Оккультная наука,
    И много разных чувств.

    Покойницкие лица
    Ты милым придаешь,
    А иногда приснится
    Приятненькая ложь.

    Без всякого уменья
    Ты крыши зеленишь
    И вызовешь на пенье
    Несмысленную мышь.

    Ты путаешь, вещаешь,
    Кувыркаешь свой серп
    И точно отмечаешь
    Лишь прибыль да ущерб.

    Тебя зовут Геката,
    Тебя зовут Пастух,

    Да вороной петух.

    Не думай, ради Бога,
    Что ты - хозяйка мне, -
    Лежит моя дорога
    В обратной стороне.

    Но, чистая невеста
    И ведьма, нету злей,
    Тебе найдется место
    И в повести моей.


    3. А Я...

    Стоит в конце проспекта сад,
    Для многих он - приют услад,
    А для других - ну, сад как сад.

    У тех, кто ходят и сидят,
    Особенный какой-то взгляд,
    А с виду - ходят и сидят,

    Куда бы ни пришлось идти -
    Все этот сад мне по пути,
    Никак его не обойти.


    А под деревьями еще темнее.
    Я в сад не заходил нарочно,
    Попутчика нашел себе случайно...
    Он был высокий, в серой кепке,
    В потертом несколько, но модном платье.
    Я голоса его не слышал -
    Мы познакомились без разговоров, -
    А мне казалось, что, должно быть, - хриплы!

    - На Вознесенском близко дом...
    Мы скоро до него дойдем...
    Простите, очень грязный дом. -

    Улыбка бедная скользит...
    Какой у Вас знакомый вид!..
    Надежды, память - все скользит...

    Ведь не был я нисколько пьян,
    Но рот, фигура и туман
    Твердили: - Ты смертельно пьян!..

    Разделся просто, детски лег...
    Метафизический намек


    4. ТОТ

    Поверим ли словам цыганки, -
    До самой смерти продрожим.
    А тот сидит в стеклянной банке,
    И моложав, и невредим.

    Сидит у столика и пишет, -
    Тут каждый Бердсли и Шекспир, -
    Апрельский ветер тюль колышет,
    Сиреневый трепещет мир,

    Звенят, звенят невыносимо
    Иголки, искры и вино,
    И ласточки просвищут мимо
    Американкою в окно.

    Измены здесь для примиренья,
    А примиренья для измен.
    Политональнейшее пенье
    От лаковых несется стен.

    Все кружится, и все на месте...
    Все близко так, и все поет,

    Прозрачно, словно жидкий мед...

    Куда пропал ты, беспечальный
    И чистый воздух медных скал?
    На Вознесенском дом скандальный
    Да пароходный тот нахал!

    5. ТЫ / 2-ое

    - Остановка здесь от часа до шести,
    А хотелось бы неделю провести.
    Словно зайчики зеркал,
    Городок из моря встал,
    Все каналы да плотины,
    Со стадами луговины, -
    Нет ни пропастей, ни скал.

    Кабачок стоит на самом берегу,
    Пароход я из окна устерегу.
    Только море, только высь.
    По земле бы мне пройтись:
    Что ни город - все чудесно,
    Неизвестно и прелестно,

    Если любишь, разве можно устоять?
    Это утро повторится ли опять?
    И галантна, и крепка
    Стариковская рука.
    Скрипнул блок. Пахнуло элем.
    Чепуху сейчас замелем,
    Не услышать нам свистка.

    6. А Я / 2-ое

    Постучали еле слышно...
    Спичка чирк... шаги... глаза...
    Шепот... "Вася, осторожней:
    По домам идет обход".
    - Шпалер, шпалер... Брось за печку...
    - Гость?.. смывайтесь... разве пьян?..
    - Черный ход еще не заперт, -
    Мина Карловна сидит.
    - Извиняюсь... не нарочно...
    Я и сам тому не рад...
    Я засыпаюсь, наверно,

    Ну, пока! - поцеловались...
    - Стой! и я с тобой. - Куда? -
    - Все равно! - А попадетесь?
    Укрывателю тюрьма.
    Отчего же хриплый голос
    Стал прозрачным и любимым,
    Будто флейта заиграла
    Из-за толстого стекла.
    Отчего же эта нежность
    Щеки серые покрыла,
    Словно в сердце заключенной
    Оставаться не могла?
    Разве ты сидишь и пишешь,
    Легче бабочки из шелка,
    И причесан, и напудрен,
    У апрельского стола?

    - Что же стали? - Кот-басила...
    Опрокинулось ведро.
    - Тише, черти! - Сердце бьется,

    - Значит, ты?.. - До самой смерти! -
    Улыбнулся в темноте.
    - Может, ждать совсем не долго,
    Но спасибо и на том.
    Тут калитка возле ямы...
    Проходной я знаю двор.
    Деньги есть? Аида на Остров.
    Там знакомый пароход.
    Паспортов у нас не спросят,
    А посадят прямо в трюм.
    Дней пяток поголодаем
    Вместе, милый человек!

    7. ТОТ / 2-ое

    Февральский радио поет
    Приволье молодости дальней,
    Натопленность кисейной спальной
    И межпланетный перелет.

    Перечит нежности начальной
    Воспоминаний праздный счет.

    Не уберечь зимы венчальной!

    Хрусталь на прежнее стекло
    Воображенье налагает,
    Изменчивое так светло!

    Плывут вуали, воздух тает...
    И сонный вой гавайских труб
    Напоминает трепет губ.

    8. ЛУНА / 2-ое

    Луна! Где встретились!.. сквозь люки
    Ты беспрепятственно глядишь,
    Как будто фокусника трюки,
    Что из цилиндра тянет мышь.
    Тебе милей была бы урна,
    Руины, жалостный пейзаж!
    А мы устроились недурно,
    Забравшись за чужой багаж!
    Все спит; попахивает дегтем,
    Мочалой прелой от рогож...
    И вдруг, как у Рэнбо, под ногтем

    И нам тепло, и не темно нам,
    Уютно. Качки нет следа.
    По фантастическим законам
    Не вспоминается еда-
    Сосед храпит. Луна свободно
    Его ласкает как угодно,
    И сладострастна, и чиста,
    Во всевозможные места.
    Я не ревнив к такому горю:
    Ведь стоит руку протянуть -
    И я с луной легко поспорю
    На деле, а не как-нибудь!
    Вдруг... Как?.. смотрю, смотрю... черты
    Чужие вовсе... Разве ты
    Таким и был? И нос, и рот...
    Он у того совсем не тот.
    Зачем же голод, трюм и море,
    Зубов нечищенных оскал?
    Ужели злых фантасмагорий,

    Но так доверчиво дыханье
    И грудь худая так тепла,
    Что в темном, горестном лобзаньи
    Я забываю все дотла.

    9. ТЫ / 3-е

    - Вы мне не нравитесь при лунном свете:
    Откуда-то взялись брюшко и плешь,
    И вообще, пора бы шутки эти
    Оставить вам, - Голландия скучна!
    - Но, детка, вы же сами захотели
    Остановиться в этом городке.
    Не думал я, что в столь прелестном теле
    Такой упрямец маленький сидит.
    - Вы лишены духовных интересов.
    Что надо вам, легко б могли найти
    В любом из практикующих балбесов!
    А я... а я... - Брюссельская капуста
    Приправлена слезами. За окном
    На горизонте растушеван густо

    В глазах плывет размытая фиалка, -
    Так самого себя бывает жалко!
    - Вы сами можете помочь невзгодам,
    Ведь дело не в Голландии, а в вас!
    - Нет, завтра, завтра, первым пароходом!
    А вас освобождаю хоть сейчас! -
    Забарабанил дружно дождь по крышам,
    Все стало простодушней и ясней.
    Свисток теперь, конечно, мы услышим,
    А там посмотрим. "Утро вечера мудреней".

    10. ВСЕ ЧЕТВЕРО / Апофеоз

    Тра-та-та-та_-та, тра-та-та-та_-та,
    Тра-та-та-та_-та, тра-та_-та-та_!
    Нептун трезубцем тритонов гонит.
    Апофеоз. Апофеоз!

    Тра-та-та-та_-та. Дельфин играет!
    Тра-та-та-та_-та. Ярка лазурь!
    Брады завеса ключом взлетает.
    Апофеоз. Апофеоз!


    Повеял ужас, дымит восторг...
    И ты - не тот ведь, и тот - не тот ведь!
    Апофеоз. Апофеоз!

    Потягиваясь сладко, вышли.
    Голландия! Конец пути.
    Идти легко, как паре в дышле.
    И заново глядят глаза:
    Земля и воздух - все другое.
    Кругом народ, все видим мы,

    И мы другие, как и все.
    Какой чудесный день сегодня.
    Как пьяно вывески твердят,
    Что велика любовь Господня!

    Танцуют краны, паруса.
    Ты не сидишь уже, окован,
    В стеклянном пресном далеке,
    Кисейный столик расколдован

    Вдруг... Боже мой. Навстречу пара,
    И машет та же шляпа мне.
    Ах, в ожидании удара
    Прижаться в нежной простоте.

    - Fichue rencontre! c'est toi! c'est moi! {*}
    {* Ничего себе встреча! вот и ты! вот и я! (фр.) - Ред.}

    Толчком проворным старик за бортом.
    Такая жертва, такой отказ

    Апофеоз. Апофеоз!

    - Ведь я все тот же! минута бреда...
    Опять с тобою - и нет измен. -
    - Круги бросайте! Тащите деда! -

    Тра-та-та_-та. Но я не тот же
    Тра-та-та-та_-та. Я не один!
    - Какая черствость! и с кем? о Боже!
    Тра-та-та-та_-та, тра-та-та-та_.


    И остаются все при своем.
    В восторге дядя затылок чешет.
    Апофеоз! Апофеоз!

    1927

    Примечания:

    — РГАЛИ. Машинопись, сделанная с чернового автографа, со многими не прочитанными машинисткой или неверно разобранными местами — РГАЛИ. Черновой автограф с датой: 14 сентября 1927 — РГАЛИ. Об адресате посвящения мы ничего не знаем, кроме двух записей в Дневнике: «Потом Моня <М. М. Бамдас>, опять Савицкий, наконец — Симка Демьянов. С ним сделалась истерика от „Форели“, вообще разводил глухую провинцию» (7 сентября 1927); «Заехал за мною студент Орлов, повез на извозчике. Это не в И<нституте> И<стории> И<скусств>, а в мятлевском доме. Вузовцы. <…> Темнота, но слушают отлично. Не поспел я взгромоздиться, как бежит, выпуча косой глаз, Симка в смокинге. В одной руке горшок сирени, в другой — огромная коробка конфет. Блестит как грош. Но ничего, спасибо друзьям. Читал охотно, чувствуя, что доходит» (10 марта 1928; речь идет о вечере, со слов известного литературоведа В. Н. Орлова описанном в статье Дж. Малмстада // ССт. С. 293–294). О работе над циклом см.: «Читал я Август. Это ужасный натурализм, и я как-то завяз в нем, и особенно никому не нравится» (Дневник, 18 сентября 1927); «Кончил „Для Августа“. В газете статья о шпионах-террористах. Белые мальчики, романтизм. Как жалко их. Это не то что всякие Желябовы» (Дневник, 19 сентября 1927).

    1. Бри… страсбургский пирог. «Бри!» — реплика из пьесы А. А. Блока «Незнакомка»; «страсбургский пирог» — очевидно, из «Евгения Онегина», гл. 1, стр. XVI.

    2. Тебя зовут Геката и т. д. Греч, богиня мрака, ночных видений и чародейства покровительствовала также пастушеству (впрочем, у слова Пастух есть и еще одна ассоциация — с загадкой: «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат», т. е. небо, звезды, луна), черный петух связан с Гекатой как с хтоническим божеством, которому мог приноситься в жертву. В то же время ст-ние может читаться как изображение мистического ритуала «тайгерм» из романа «Ангел западного окна» (Майринк. С. 80–85; ср.: СиМ. С. 171–172; указание на опечатку в ст. 27 в СиМ сделано неверно).

    6. В ст-нии использован блатной жаргон: шпалер — пистолет, коя] — сутенер.

    8. Ст. 11;-12 имеют в виду ст-ние А. Рембо «Искательницы вшей».

    «Тогда хотел, а нынче не хочу», между ст. 11 и 12: «От двадцати до двадцати пяти», ст. 15 был дописан до конца: «Как молоко кипел».

    10. В черновом автографе ст. 48 первоначально читался: «Нептун уж космы пробором чешет».

    Раздел сайта: